Обладая значительными обезболивающими, анксиолитическими и противосудорожными свойствами, прегабалин показал высокую эффективность в неврологической практике.
Прегабалин и центральный нейропатический болевой синдром
Центральная нейропатическая боль — это боль, связанная с заболеванием центральной нервной системы. Распространенность патологии составляет 50-115 случаев на 100 тыс. населения. Центральная нейропатичесная боль наиболее часто наблюдается при таких заболеваниях, как инсульт, рассеянный склероз, а также при травмах спинного мозга и сирингомиелии. Интенсивность боли варьирует от слабой до исключительно сильной, но даже слабая боль нередко приводит к инвалидизации из-за постоянного присутствия.
Перспективы лечения такой боли связывают с применением антиконвульсантов. Наиболее достоверные доказательства эффективности этих препаратов в терапии центральной постинсультной боли были получены в исследования прегабалина («Лирики»). Также в широко-масштабном и доказательном исследовании была показана эффективность прегабалина в терапии центральной нейропатической боли при травме спинного мозга. (По материалам статьи: Данилов А.Б. Центральная нейропатическая боль: клинико-диагностические аспекты и возможности терапии на основе доказательств // Неврология. 2009. №1. С. 61-64).
Нейропатическая боль чаще формируются при поражении периферической нервной системы (ПНС) на разных ее уровнях. Наиболее частыми этиологическими фанторами ее развития являются метаболические и токсические нарушения (сахарный диабет, избыточное потребление алкоголя, некоторые лекарственные препараты, и пр.), травматическое поражение, инфекционные воспалительные поражения (постгерпетическая невралгия, острая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия, поражение нервной системы при СПИДе и пр.). Прегабалин хорошо зарекомендовал себя при широком спектре нейропатических болевых синдромов, обусловленных поражением ПНС, — болевой диабетической нейропатии, тригеминальной невралгии, дискогенной нейропатии, при мозговом инсульте. (По материалам статьи: Камчатнов П.Р., Евзельман М.А., Чугунов А.В. Лечение центрального нейропатического болевого синдрома // Справочник поликлинического врача. 2014. №2; и монографии по препарату для врачей «Лирика». Возможности клинического применения». 2014. №2. 136 с.).
Вследствие разнообразия механизмов возникновения нейропатичесной боли, особенностей фармакокинетики, фармакодинамики и фармакологических эффектов лекарственных препаратов различные способы лечения отличаются по своей эффективности и по-разному переносятся пациентами. В целом, переносимость многих лекарственных препаратов, вероятность лекарственных взаимодействий при одновременном приеме нескольких препаратов представляют собой серьезную проблему, требующую серьезного подхода к выбору того или иного лекарственного средства.
Лекарственным препаратом, хорошо зарекомендовавшим себя при лечении пациентов с нейропатической болью, является прегабалин («Лирика»). В ходе проведенных многочисленных исследований прегабалин продемонстрировал свою значительную эффективность при купировании нейропатической боли различного происхождения. Накоплен большой опыт применения препарата у пациентов с болевыми синдромами, при этом важно, что большинство исследований было выполнено двойным слепым методом и носило многоцентровой плацебо-контролируемый характер. (По материалам статьи: Камчатов П.Р., Чугунов А.В. Нейропатический болевой синдром: возможности применения прегабалина // Неврология/ревматология. 2010. №2. Приложение Consilium Medicum. С. 4-8).
Однако необходимо учитывать, что по данным современных исследователей прегабалин имеет серьезные побочные эффекты, например такие как сонливость и головокружение, особенно у пожилых пациентов. Хотя снижение функциональных возможностей почек у пожилых пациентов является фактором, способствующим высокой частоте этих побочных эффектов, лишь несколько систематических клинических исследований, особенно среди госпитализированных больных, были выполнены с учетом факторов, могущих повлиять на частоту таких эффектов. (по данным Akihiro Ohishi Yugo Chisaki, Daiki Hira, Kazuki Nagasawa, Tomohiro Terada. Opioid analgesics increase incidence of somnolence and dizziness as adverse effects of pregabalin: a retrospective study // J of Pharmaceutical Health Care and Sciences. 2015. V.1. P. 30).
Прегабалин и нейропатический болевой синдром у онкологических больных
Нейропатический болевой синдром возникает у больных со злокачественными новообразованиями на разных этапах развития опухолевого процесса. С учетом последних исследований в этой области в среднем у 76% онкологических пациентов непосредственно опухолевое повреждение является причиной всех хронических болевых синдромов (ХБС), осложнения противоопухолевой терапии вызывают боль у 11% пациентов, паранеопластическая и неопластическая боль регистрируется у 5% и сопутствующие коморбидные процессы — у 8% больных.
Отдельным видом нейропатической боли в «чистом» виде является полинейропатия, вызванная последствиями химиотерапии, либо фантомная боль в результате ортопедических операций, а также лучевое повреждение нервов. Нейропатический компонент в картине онкологической боли присоединяется, как правило, на определенной стадии опухолевого процесса либо возникает сразу после оперативных вмешательств.
Основными средствами для лечения нейропатической боли любого, в том числе и онкологического генеза, являются препараты из группы антидепрессантов (амитриптилин, нортриптилин, дизипрамин) или антиконвульсантов (карбамазепин, клоназепам, габапентин, прегабалин). Особое место в практическом отношении отводится прегабалину, обладающего целым рядом преимуществ: быстрое всасывание в ЖКТ, высокая биодоступность, линейная фармакокинетика, малое количество побочных эффектов, отсутствие лекарственных взаимодействий и гепатотоксического эффекта.
По данным проспективного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования, проведенное в 2011 г. группой исследователей в Институте Рака из Нью Дели, Индия, при сравнительной оценки эффективности и переносимости препаратов, применяемых для терапии нейропатической боли, наилучшие результаты были получены при использовании прегабалина (Лирика), которые выявили явные морфинсберегающие свойства препарата, что позволило значительно снизить опиоидзависимые побочные эффекты терапии и в целом улучшить качество жизни онкологических больных. (По материалам статьи: Абузарова Г.Р., Алексеева Г.С., Кузнецов С.В., Сарманаева Р.Р. // Прегабалин как оптимальный препарат выбора в терапии нейропатической боли у онкологических больных. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2014. №3. С. 106-108).
Прегабалин в терапии эпилепсии
Эпилепсия, не являясь однородным заболеванием, представляет собой множнство патологических состояний, различающихся по этиологии, патогенезу, тяжести течения, прогнозу и ответу на противоэпилептическую терапию. С мая 2005 г. прегабалин был зарегистрирован более чем в 40 странах для лечения фокальных эпилептических припадков и нейропатической боли у взрослых пациентов. Уникальный механизм действия прегабалина позволяет рассматривать его как один из наиболее оправданных при выборе дополнительного лечения рефрактерных фокальных припадков. Препарат не взаимодействует с сопутствующими противоэпилептическими препаратами, такими как карбамазепин, фенитоин, ламотриджин и вальпроаты. Однако прегабалин может потенцировать эффект оксикодона, этанола и лоразепама, хотя совместное применение этих препаратов не вызывает клинически значимого влияния на дыхательную функцию. В целом по свои фармакологическим и фармакокинетическим параметрам прегабалин является эффективным и благоприятным лекарственным препаратом в качестве дополнительного противоэпилептического средства. (По материалам статьи: Воробьева О.В. Эффективность новейшего антиконвульсанта прегабалина в терапии эпилептических фокальных припадков // Consilium Medicum. Т.9. №8. С. 3-6).
Прегабалин и генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
По данным зарубежных авторов распространенность ГТР в общей популяции в течение жизни сильно варьируется -от 0,1 до 8,5% и в среднем составляет около 5% среди взрослого населения.
По мнению ряда авторов, распространенность ГТР среди подростков и молодых людей невелика, и повышается после 40 лет. При сравнении с другими тревожными расстройствами средний возраст начала ГТР несколько больше, что сближает его с большой депрессией. При этом в возрасте после 65-ти лет распространенность ГТР не снижается, в отличие от других тревожных расстройств, и составляет около 4%. Как и большая депрессия, ГТР намного чаще встречается у женщин, чем у мужчин в соотношении примерно 2 к 1. Помимо возраста и женского пола к факторам риска относят также низкий уровень жизни и одиночество. Следует отметить, что ГТР среди других тревожных расстройств составляет существенную долю — от 12 до 25%.
Эффективность препаратов в лечении ГТР подтверждена рандомизированными плацебо-контролируемыми исследованиями, проведенными в нескольких группах: бензодиазепиновые транквилизаторы, азапироны, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН), антигистаминные препараты, модуляторы кальциевых каналов и атипичные нейролептики. Следует отметить, что многие препараты, эффективные в лечении ГТР, не имеют официально утвержденных показаний.
Применение препарата прегабалин при лечении ГТР показало хорошие результаты и значительно превосходило эффекты плацебо. Эффективность препарата также доказана в сравнительных исследованиях с алпразоламом, лоразепамом и венлафаксином. Прегабалин быстро всасывается, имеет линейный фармакокинетический профиль и период полураспада в плазме около 6-ти часов. Прегабалин не связывается с белками плазмы и выделяется почками не измененным. При назначении высокой дозы (900 мг) и после отмены через 2-4 недели, не отмечено явлений абстинентного синдрома Отчетливое начало действия препарата зарегистрировано на первой неделе лечения. В дальнейшем выявлен длительный и стабильный анксиолитический эффект без развития толерантности. Немногочисленные негативные эффекты препарата, чаще всего в виде сонливости и головокружения, проявляются преимущественно у больных пожилого возраста и при назначении неадекватно высоких доз. Наибольшими преимуществами прегабалин обладает при неэффективности антидепрессантов или при смене препарата в связи с развитием побочных эффектов. В таких случаях назначение прегабалина, как правило, приводит к быстрой редукции тревоги. (По материалам статьи: Вельтищев Д.Ю. Генерализованное тревожное расстройство, проблемы диагностики, прогноза и психофармакотерапии // Современная терапия психических расстройств. 2013. №1. С. 29-35).