Аддиктология. Наркология. Алкоголизм. Зависимости.

История российского антиалкогольного законодательства

Авторы: Корчагина Г.А., Целинский Б.П., Холдин В.Н.
Источник: «Вопросы наркологии»

Проблема распространенности потребления алкогольной продукции в России, в том числе алкоголя, производимого нелегально, продолжает привлекать внимание отечественных исследователей.

Считается, что «теневой рынок» алкоголя включает в себя значительную часть спиртного, потребляемого в небольших городах и сельской местности. В данной статье предпринята попытка дать краткий ретроспективный анализ антиалкогольного законодательства и антиалкогольной политики в России.

Правовое регулирование оборота спирта и алкогольной продукции оказывает непосредственное влияние на уровень, структуру и динамику потребления как производимого легально, так и некоммерческого алкоголя в стране. Жесткий или, напротив, либеральный подход в правовой политике в рассматриваемой сфере, соответственно, приводит к изменению в ту или другую сторону указанных параметров.

В императорской России производство и продажа спиртных напитков практически издавна находились под жестким контролем государства. В стране периодически вводились винные монополии, позволявшие казне получать солидные доходы. Но не меньшие доходы получали и частные лица, которым государство предоставляло право торговли спиртными напитками по так называемым винным откупам (некое подобие современных лицензий на предпринимательскую деятельность).

Ситуация с оборотом алкоголя заметно изменилась только в конце XIX – начале ХХ веков, когда в стране на различных уровнях стали обсуждать и проводить в жизнь антиалкогольные меры. При этом потребление спиртных напитков в России прежде не носило массовый характер. К примеру, известный русский юрист А.Ф. Кони отмечал в одном из выступлений, посвященных проблеме пьянства, что среднее душевое потребление водки в 40 % в России составляло 0,61 ведра в год на человека, и в ряду четырнадцати государств, где наиболее распространено употребление водки, Россия стояла на девятом месте, причем первое место занимала Дания, где приходилось 1,72 ведра на человека.

Поступления от монопольной продажи спиртного приносили стабильный доход государственной казне, однако значительные денежные поступления по мнению многих видных деятелей того времени не покрывали вред здоровью населения, правопорядку и экономике страны.

Особенно остро проблема встала перед Первой мировой войной. В бюджет 1914 года был заложен доход от винной монополии в 1 миллиард рублей. Однако их поступление в казну сопровождалось серьезными негативными социальными последствиями – с 1911 по 1913 годы потребление водки выросло на 17 процентов. В прессе и Государственной Думе бюджет открыто называли «пьяным», а власть обвиняли в целенаправленном спаивании народа.

Несмотря на развившееся пристрастие к злоупотреблению алкоголем у части населения страны и активное противодействие производителей спиртного, к началу Первой мировой войны общественное мнение в стране в целом было подготовлено не только к введению ограничений, но и к полному запрету торговли спиртными напитками.

При обсуждении указанных мер в Государственной Думе возникали опасения, что без подобных ограничений военная мобилизация в случае объявления войны будет сорвана.

В мае 1914 года Правительством Российской Империи принято решение, что в случае объявления мобилизации в стране немедленно будут введены существенные ограничения на торговлю спиртным. Затем 18 июля 1914 года Правительством с одобрения императора Николая II были введены ограничения на продажу крепких спиртных напитков (за две недели до объявления Германией войны России, а соответственно, и до начала всеобщей мобилизации). Однако в ходе проведения мобилизации оказалось, что принятых мер явно недостаточно и 22 августа 1914 года мероприятия по введению в стране «сухого закона» ужесточили, полностью запретив продажу крепких спиртных напитков и продлив запрет до завершения военных действий. Вряд ли кто-то в этот период мог предположить, что «сухому закону» предстоит действовать почти целое десятилетие.

Разумеется, столь жесткий и резкий запрет на фоне массовых страданий и лишений значительной части населения страны, неизбежно вызвал рост употребления различного рода суррогатов алкоголя, самогоноварение, контрабанду и подпольную торговлю спиртным. Освободившуюся нишу на рынке попытались занять подпольные торговцы, развернувшие производство и сбыт самогона. Но к чести российской полиции, столь массовыми, как через несколько лет в США, эти явления в России не стали и ситуацию, в целом, удалось удерживать под контролем до начала 1917 года. Немаловажно, что закрытие границ и усиленный контроль на транспорте позволили эффективно пресекать массовую контрабанду спиртных напитков в Россию.

Утверждения разного рода апологетов свободной торговли спиртным о том, что в стране начнутся алкогольные бунты, не оправдались. Отдельные возмущения любителей выпить действительно имели место, но в массовые акции они не переросли.

К положительным результатам введенных ограничений можно отнести тот факт, что в 1915 году потребление в России водки на душу населения снизилось до 0,2 ведра. Несмотря на значительный призыв в армию наиболее трудоспособного населения страны, производительность труда в промышленности увеличилась на 10-13 %, а число прогулов на производстве уменьшилось на 27-30 %. Отмечалось значительное снижение производственного травматизма и количества преступлений, совершаемых в нетрезвом состоянии.

После февральских событий 1917 года Временное правительство в России формально оставило в силе все ограничения, действующие в рамках «сухого закона».

С первых лет существования Правительство Советской России столкнулось с необходимостью борьбы с пьянством и алкоголизмом и продолжало вводить ограничения аналогичные тем, которые проводились с 1914 года. Принятое 19 декабря 1919 г. постановление Совета народных комиссаров “О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких алкогольных напитков” предусматривало меры наказания за самогоноварение, покупку и продажу самогона. Однако, несмотря на принятые во исполнение указанного постановления меры, самогон по-прежнему оставался самым распространенным алкогольным напитком в стране, разрушенной Первой мировой и гражданской войнами.

Таким образом, в стране продолжал действовать «сухой закон» до 26 августа 1923 года, когда ограничения на производство и продажу спиртных напитков были окончательно сняты.

Однако принятое решение проводилось не последовательно, так как уже в 1924 году государство было вынуждено ввести монополию на производство спиртных напитков, а также одновременно расширить продажу населению водки крепостью 40%.

Затем в 1927 году советское правительство ввело систему мер по борьбе с алкоголизмом, которая предусматривала запрещение продажи спиртных напитков малолетним и лицам, находящимся в состоянии опьянения. В борьбе с пьянством в этот период активизируется деятельность общественных организаций — в этом же году были организованы на местном уровне специальные комиссии по вопросам алкоголизма.

В период Великой Отечественной войны было организовано распространение в действующих частях Красной армии пайка чистого спирта для бойцов, что по замыслу должно было несколько облегчить физические и психологические тяготы военной службы. Однако в результате данной меры среди некоторой части военнослужащих получило распространение пьянство.

В послевоенный период проблема алкоголизма встала особенно остро, что усугублялось тяжелым экономическим положением и разрухой в стране. Работу по борьбе с алкоголизмом поручено вести органам внутренних дел и соответствующим подразделениям здравоохранения. В этот период организуются медицинские вытрезвители, наркологические кабинеты и диспансеры. В административном законодательстве установлена ответственность за пьянство и появление в нетрезвом виде в общественных местах и учреждениях, а также уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

В 1972 году была ужесточена уголовная ответственность за изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков. Введена система принудительного лечения и трудового перевоспитание алкоголиков в лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях. Реализовывались различные практические мероприятия, направленные на повышение эффективности дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушения, связанные с пьянством и алкоголизмом.

Последняя попытка внедрить в стране систему жестких административных запретов на потребление алкоголя была предпринята в 1985 году. Строго говоря, эти меры нельзя назвать «сухим законом». Однако в процессе реализации принятых на высшем государственном уровне решений об ограничении оборота алкогольной продукции в стране были демонтированы многие ликеро-водочные и пивоваренные заводы, уничтожены уникальные виноградники, введены ограничения на время и количество продажи спиртного. Однако полного запрета на торговлю спиртными напитками в указанный период не вводилось. Данные мероприятия резко понизили популярность у населения страны политики «перестройки», сократили доходы госбюджета, но не дали заметного долгосрочного оздоровительного эффекта. Сокращение потребления алкоголя промышленного изготовления с лихвой восполнялось потреблением самогона и суррогатов алкоголя (технического спирта, одеколона, спиртосодержащих лекарственных средств, средств бытовой химии и т.п.).

Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась принятием целого ряда нормативных документов в сфере ужесточения оборота алкоголя. Установлена административная ответственность за совершение нескольких правонарушений, некоторые из которых до того времени не рассматривались в качестве таковых.

В частности, наказуемым стало не только изготовление, но и приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки. Статья 160 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) предусматривала наложение штрафа в размере от тридцати до ста рублей за приобретение самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки (в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1985 года).

Статьей 160.1. КоАП РСФСР установлена ответственность за продажу (не за изготовление) гражданами вина домашней выработки, не относящегося к крепким спиртным напиткам в размере до пятидесяти рублей штрафа с конфискацией вина домашней выработки (введена Указом Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1986 года).

Применительно к крепким спиртным напиткам домашней выработки статьей 160.2. КоАП РСФСР предусматривалось наказание штрафом от ста до трехсот рублей за их изготовление или хранение без цели сбыта, а также и изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для выработки таких напитков (самогонных аппаратов). Указанная норма введена Указом Президиума ВС РСФСР от 5 июня 1987 года.

Существовала административная правовая норма об ответственности за распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) и пребывание на работе в нетрезвом состоянии (статья 161 КоАП РСФСР). Подобное правонарушение могло повлечь за собой наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей. В том случае, если в распитии спиртных напитков с подчиненными работниками принимали участие мастера, начальники участков, смен, цехов и другие руководители на производстве им штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей. Такое же наказание грозило указанной категории должностных лиц за непринятие ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных работников (ответственность введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года.

Недопустимым с позиции закона считалось и распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (статья 162 КоАП РСФСР). Подобными общественными местами могли быть улицы, стадионы, в скверы, парки, все виды общественного транспорта, а также и другие публичные места, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив была разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. За совершение указанных действий виновный мог получить предупреждение или оштрафован на двадцать — тридцать рублей. Если же подобное действие фиксировалось повторно или дважды в течение года после применения мер административного взыскания, виновный мог быть оштрафован, соответственно, на тридцать — пятьдесят или пятьдесят – сто рублей либо к нему применялись исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом   личности   нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, — административный арест на срок до пятнадцати суток.

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а также и распитие ими спиртных напитков, являлось основанием для наложения штрафа на их родителей от тридцати до пятидесяти рублей.

Заботой о нравственности и здоровье подрастающего поколения было продиктовано введение ответственности Указом Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1985 года (статья 163 КоАП РСФСР) за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями несовершеннолетнего или иными лицами. За подобные действия устанавливалось наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей.

В конце 1980-х годов ряд необоснованных ограничений на продажу алкогольных напитков пришлось отменить. Однако при этом произошла чрезмерная либерализация законодательства об обороте спирта и алкогольной продукции. И негативные последствия такой либерализации не заставили себя ждать.

Уже в начале 1990-х годов на отечественном рынке алкоголя появилось большое количество низкопробных, в том числе фальсифицированных (нестандартных и низкокачественных) крепких алкогольных напитков. Российский рынок захлестнул поток отечественных и иностранных «псевдоводок», бутилированного для розничной продажи спирта (как пищевого, так и технического), широко распространилось самогоноварение. В результате проблема алкоголизма стала еще более острой. На учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло более 2,5 млн. человек, но реальное число больных алкоголизмом было заметно выше – порядка 10-20 млн. (примерно 7-14 % всего населения страны). От алкогольного отравления в 1990-е годы ежегодно погибало примерно 30 тыс. человек (большинство из умерших – жертвы суррогатов алкоголя).

В этот период учреждены на федеральном и региональном уровнях органы Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации. Эти органы, в частности, Законом РФ от 1 июля 1993 года N 5304-1 наделяются правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 146.3, 146.4, 156 КоАП РСФСР. И, хотя указанные в перечисленных статьях правонарушения не специфичны для оборота алкогольных напитков, считаем целесообразным кратко остановиться на их рассмотрении, так как в указанный период они сыграли определенную роль в рассматриваемой нами сфере.

Итак, статья 146.3 КоАП РСФСР (введена Законом РФ от 1 июля 1993 года N 5304-1) предусматривала ответственность за незаконную торговлю товарами и иными предметами, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (например, алкогольных напитков домашней выработки). Такие действия влекли наложение штрафа от трех до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов продажи либо без конфискации.

Следующая правовая норма (статья 146.4 КоАП РСФСР) касалась продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. В том случае, если реализуемые товары, не соответствовали требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по   качеству, комплектности и упаковке, то на предприятия торговли независимо от   форм собственности, осуществляющие реализацию товаров населению, или граждан, зарегистрированными в качестве предпринимателей, налагался штраф от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

Торговля продовольственными товарами (в том числе и спиртными напитками) в нарушение санитарных правил либо без сертификата или знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, могло повлечь для правонарушителя предупреждение или наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без конфискации (введена Законом РФ от 1 июля 1993 года N 5304-1 и Федеральным законом от 19 июня 1995 года N 89-ФЗ).

В тех случаях, когда выявлялась деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли из незаконного оборота алкогольной продукции, применялась статья 156 КоАП РСФСР об ответственности за нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью. Подобная деятельность каралась штрафом в размере от пятидесяти до ста рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без конфискации (введена Указом Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1986 года).

Неблагополучная ситуация с распространением алкоголя, произведенного кустарным способом, вызвала необходимость принятия соответствующего законодательства, которое действует в России и в настоящее время.

Основой современного российского законодательства, регулирующего оборот алкоголя в стране, стал Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Системный анализ норм указанного закона позволяет выделить нормы, запрещающие:

1) использование для производства алкогольной продукции этилового спирта из непищевого сырья;

2) производство и реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии, специальной и акцизной маркировки;

3) розничную реализацию питьевого и вообще этилового спирта;

4) реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 летнего возраста;

5) реализацию алкогольной продукции (за исключением пива) физическими лицами;

6) реализацию любой алкогольной продукции в детских, учебных, культовых, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

7) реализацию алкогольной продукции крепостью свыше 16,5% спирта объема готовой продукции в местах массового скопления граждан, местах повышенной опасности и других подобных местах, перечисленных в законе;

8) реализацию алкогольной продукции вне мест, определенных для этого органами местного самоуправления;

9) продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Обеспечивает некоторые из перечисленных запретов Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), принятый в 2001 году.

Важной нормой закона, содержащей некоторые из перечисленных запретов, стала статья 6.14. КоАП РФ, предусматривающая ответственность за производство, оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Размер наказания, установленный за такие правонарушения: административный штраф на должностных лиц от четырех до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных подобных предметов.

Административно наказуемо в соответствии со статьей 6.10. КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 КоАП РФ). В случаях с пивом и пивными напитками предусмотрено наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей, а если несовершеннолетний вовлечен в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, то в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Однако, в случае совершения тех же действий родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, предусмотрено повышенное наказание в виде штрафа от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 253-ФЗ под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1 статьи 6.10., части 1 статьи 20.20 и статье 20.22 КоАП РФ следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с таким же содержанием этилового спирта.

Ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлена статьей 14.16. КоАП РФ. Законом, в частности, предусмотрено, что розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов наказывается административным штрафом для должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, аналогичное наказание установлено за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а также поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Правонарушением считается также нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за которое установлено наказание административным штрафом на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без конфискации, а на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без нее.

Как отдельное правонарушение определено несоблюдение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Наказанием является штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без конфискации, а на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией или без нее.

Еще четыре правонарушения предусмотрены статьей 14.17. КоАП РФ. За первое из них -промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты, установлен административный штраф для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, произведенного в объемах, превышающих квоты.

Поставка этилового спирта из сырья всех видов организации, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, наказывается административным штрафом на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, а на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, закупленного организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, а на юридических лиц — от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, закупленного организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты.

Промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также с нарушением условий, предусмотренных лицензией, наказывается административным штрафом на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следует упомянуть также о статье 14.18. КоАП РФ, которая воспрещает использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. В случае совершения указанного правонарушения предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции, а на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией произведенной продукции.

В статье 14.19. КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей, а на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Российское законодательство предусматривает ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.20. КоАП РФ). В соответствии с Федеральными законами от 05 декабря 2005 года N 156-ФЗ и от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ, употребление напитков с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Распитие же алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных выше), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив наказывается штрафом от пятисот до семисот рублей (в редакции Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ).

Однако законодательство предусматривает ответственность не только за распитие, но и за появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21. КоАП РФ). В частности, появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, может повлечь для правонарушителя наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Уже само только появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а также распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, , иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах на основании статьи 20.22. КоАП РФ отнесено к административным правонарушениям. Такие противоправные действия наказуемы административным штрафом в размере от трехсот до пятисот рублей. Штраф налагается на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. Нормы об ответственности за указанное правонарушение установлены Федеральными законами от 05 декабря 2005 года N 156-ФЗ, 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Наконец, в статье 15.13. КоАП РФ предусмотрено наказание за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных. Таким наказанием является штраф на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей, а на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Кроме того, в КоАП РФ имеется специальная процессуальная норма (статья 27.10.), в части 12 которой определяется, что изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Последние и весьма существенные изменения в описанное административное законодательство были внесены Федеральным законом от 06 декабря 2011 N 413-ФЗ.

Отдельного упоминания заслуживает установление в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) ответственности за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности (статья 238). Сфера применения данной правовой нормы охватывает спиртосодержащую продукцию. В качестве уголовных наказаний применяются штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.

При совершении тех же деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, предусмотрен повышенный размер наказания в виде штрафа от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до шести лет со штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без штрафа.

Если же преступные деяния повлекли по неосторожности смерть двух или более человек, они наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до десяти лет.

Следует также упомянуть о том, что в развитие федерального законодательства, несколько субъектов Российской Федерации приняли законодательные акты, действующие на местном уровне. Данные законы уменьшают временной период продажи алкогольной продукции, а также устанавливают перечень мест, в которых реализация спиртных напитков запрещены.

Как известно, проблема алкоголизации населения страны и в настоящее крайне актуальна. Острая полемика относительно совершенствования государственной политики и антиалкогольного законодательства ведется сегодня среди политиков и ученых, общественности и религиозных деятелей. Поэтому внимательное изучение прошлых ошибок и успехов может помочь принять в дальнейшем важные правильные решения.

Редакция

Мы в соцсетях