Аддиктология. Наркология. Алкоголизм. Зависимости.

Медицинская профилактика пьяного вождения

Проведен анализ нормативно-правовой и методической базы медицинской составляющей профилактического направления обеспечения безопасности дорожного движения в РФ. Проведено анкетирование 120 профессиональных водителей г. Москвы с целью выявления сложившейся практики прохождения предрейсовых медицинских осмотров водителями транспортных средств. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дополнения действующей нормативно-правовой и методической базы.

Авторы: Бурцев А.А., Егоров В.Ф.

Снижение уровня последствий автодорожного травматизма (АДТ) является важной составляющей реализуемых в настоящее время в РФ приоритетных социально-экономических и демографических задач. При этом эффективное осуществление этих задач напрямую связано с мерами по снижению регистрируемых в России показателей АДТ в результате управления транспортным средством (ТС) в состоянии опьянения.

В г. Ярославле 14.03.2016 под председательством Президента РФ В.В. Путина состоялось заседание Президиума Госсовета РФ, посвященное вопросам безопасности дорожного движения. В процессе заседания Президентом обращалось особое внимание на огромные потери в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России – 30-35 тыс. человек в год. При этом только в 2015 г. было совершено 15 349 «пьяных» ДТП, в результате которых погибли 3 757 человек. Водителями, находившимися в состоянии наркотического опьянения, было совершено 328 ДТП, в которых погибли 65 человек. И только в Москве в 2015 г. выявлены и отстранены от управления ТС 1 300 водителя в состоянии наркотического опьянения. Как следует из протокола выступления Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, в рамках профилактического направления обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время сформирована вся необходимая нормативно-правовая и методическая база (Письмо зам. министра Яковлевой Т.В. от 28.03.2016 № 14-2/10/2-1873). Так, в рамках осуществления профилактической составляющей АДТ: определены перечни медицинских противопоказаний и ограничений к управлению ТС; утверждены порядки проведения предсменных и послесменных медосмотров водителей ТС; регламентирована санитарно-просветительская работа по вопросам профилактики управления ТС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В отношении редакции раздела II «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)» Перечня медицинских противопоказаний к управлению ТС (вступил в силу в январе 2015 г.) необходимо отметить следующее противоречие. С одной стороны, раздел должен содержать информацию именно о хронических заболеваниях, поскольку в названии указывается наличие стойкой ремиссии. С другой стороны, приведенные в соответствии с МКБ-10 коды заболеваний (F10-F16; F18; F19) не позволяют однозначно отнести группу перечисленных заболеваний к хроническим. Например, коды F1х.0 и F1х.1 могут свидетельствовать только о наличии острой интоксикации или употребления с вредными последствиями, но не о хроническом заболевании.

Вместе с тем, редакцией Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приказ Минздрава РФ от 30.12.2015 N 1034н) (вступил в силу в апреле 2016 г.), предусмотрена возможность для больных с диагнозом F1x.1 (употребление с вредными последствиями) вынесения решения врачебной комиссией о прекращении диспансерного наблюдения в случае стойкой ремиссии (не менее года).

При этом следует отметить, что выявление наркологической патологии на ранних этапах (в том числе с вредными последствиями) при отсутствии объективного анамнеза и установке лица к сокрытию имеющихся у него наркологических проблем является достаточно сложным процессом. Именно поэтому в мировой практике (DSM-IV) управление ТС в состоянии опьянения интерпретируется как факт, свидетельствующий о формировании зависимости от психоактивных веществ (ПАВ).

Действующая в РФ редакция диагностических указаний для F1х.1 позволяет расценивать факт управления ТС в состоянии опьянения как употребление ПАВ с вредными последствиями. Таким образом, полученные в результате медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителя сведения, включая персональные данные, могут быть переданы в соответствии с требованиями п.8 ч.4 ст.13 Закона (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством») в наркологические диспансеры «при обмене информацией медицинскими организациями … в целях оказания медицинской помощи». Изложенное, в свою очередь, позволит осуществлять (при условии посещения) диспансерное наблюдение группы водителей ТС с диагнозом F1х.1 как минимум в течение одного года.

Таким образом, представляется целесообразным в рассматриваемом Перечне вместо кодов F10-F16; F18 и F19 указывать F1x.1-F1x.9 (где: F1х.1 – употребление ПАВ с вредными последствиями, F1х.2 – синдром зависимости, вызванный употреблением ПАВ, F1х.3-F1х.7 – осложнения и последствия этого состояния, F1х.8-F1х.9 – недифференцированные состояния, в отношении которых необходимо провести дополнительное наркологическое обследование.

В отношении Порядка проведения  предсменных и послесменных медосмотров водителей ТС (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835н) (вступил в силу в мае 2015 г.), одной из целей проведения которого является недопущение к управлению ТС в состоянии опьянения профессиональных водителей, следует отметить наметившуюся в течение последних лет в России стойкую негативную тенденцию роста как числа погибших, так и получивших травмы в результате нарушений Правил дорожного движения (ПДД) водителями ТС юридических лиц в состоянии опьянения (табл. 1).

Как следует из представленных данных, в течение трех последних лет в России произошло следующее увеличение показателей АДТ в результате нарушений ПДД водителями ТС юридических лиц в состоянии опьянения: количества ДТП на 30 %, числа получивших травмы и погибших на 63 % и 29 % соответственно.

При этом также следует отметить регистрируемые в последние годы в России стойкие тенденции роста показателей АДТ с участием водителей в состоянии опьянения, управлявших грузовыми ТС (табл. 2) и автобусами.

Как следует из представленных данных, в течение рассматриваемого периода в России регистрировалось следующее увеличение показателей АДТ в результате нарушений ПДД водителями грузовых ТС в состоянии опьянения: количества ДТП на 30 %, числа получивших травмы и погибших на 32 % и 44 % соответственно. Кроме того, в 2014-2015 гг. в России также отмечался рост основных показателей АДТ (кол-ва ДТП, числа погибших и получивших травмы) в результате нарушений ПДД водителями автобусов в состоянии опьянения.

В мировой практике профилактике АДТ с участием грузовых ТС и автобусов уделяется особое внимание, обусловленное имеющимися статистическими данными о значительных последствиях ДТП с их участием. Так, для водителей этих категорий ТС в большинстве стран величины предельно допустимой концентрации алкоголя являются ниже общепринятых или нулевыми. (Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире, 2013. Поддержать Десятилетие действий // ВОЗ, 2013).

Приведенные выше официальные статистические данные содержат сведения о показателях АДТ в результате выявленных управлений ТС профессиональными водителями в состоянии опьянения. Учитывая, что п.3 ст.23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено обязательное проведение предрейсовых медосмотров в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС (за исключением водителей ТС экстренных оперативных служб), возможно предположить два варианта употребления ПАВ профессиональным водителем — перед прохождением медосмотра или непосредственно в процессе работы.

Соответственно, для оценки качества проводимых предрейсовых медосмотров было проведено анонимное анкетирование профессиональных водителей в г. Москве. В исследование вошли мужчины (N=120), возраст 26-65 лет, работающие в 4-х государственных (крупных n=5; средних n=5; малых n=5) и 4-х частных предприятиях (крупных n=5; средних n=5; малых n=5), расположенных в разных административных округах города. Критерием отбора являлось согласие водителя пройти анкетирование. Анкета состояла из 30 вопросов, касающихся употребления ПАВ, знания нормативной базы об ответственности за управление ТС в состоянии опьянения, особенностей сложившейся практики проведения предрейсовых медосмотров на предприятии и т.д.

Как следует из результатов анкетирования, необходимая частота проведения предрейсовых медосмотров (100%) соблюдается прежде всего на крупных предприятиях вне зависимости от формы собственности (83-100 %). Изложенное объясняется тем, что на этих предприятиях предусмотрены штатные медработники для ежедневной работы, которые в том числе проводят и предрейсовые медосмотры. На средних и малых предприятиях иная ситуация – медработники обычно являются внешними совместителями только для проведения предрейсовых медосмотров. В итоге, на этих предприятиях частота проведения предрейсовых медосмотров составляет 54-87 % и 32-61 % в государственных и частных предприятиях соответственно. В отношении соблюдения порядка проведения предрейсовых медосмотров (обязательного измерения артериального давления, частоты пульса, исследования концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе и т.д.) подавляющее большинство опрошенных (до 71 %) вне зависимости от величины и формы собственности предприятия сообщают о сложившейся практике несоблюдения порядка проведения предрейсовых медосмотров.

Изложенное свидетельствует о необходимости установления контроля за проведением предрейсовых медосмотров водителей, осуществить который возможно следующим образом. Во-первых, запросить региональные управления Росздравнадзора и отделы лицензирования органов управления здравоохранением о всех выданных лицензиях на право проведения предрейсовых медосмотров за последние 3–5 лет с указанием их получателей. Во-вторых, установить для них форму ежегодной отчетности и частоту проверки качества проводимых предрейсовых медосмотров участковыми врачами-психиатрами наркологами, включив это в лицензионные требования. Поскольку большинство из них не будут являться подразделениями органов и учреждений государственного здравоохранения, то это необходимо сделать на федеральном уровне, например, внеся соответствующие дополнения в постановление Правительства РФ «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения». И, в-третьих, обеспечить механизм реального исполнения предрейсовых медосмотров в рамках «предупреждения правонарушений, связанных с управлением ТС в состоянии опьянения», предусмотренного п.3 Порядка организации и проведения санитарно-просветительской работы по вопросам профилактики управления ТС в состоянии опьянения (Приказ Минздрава РФ от 15.07.2015 N 343н) (вступил в силу в октябре 2015 г.). Для этого необходимо внести соответствующие изменения в рассматриваемый Порядок в части осуществления проверок качества предрейсовых медосмотров участковыми врачами-психиатрами-наркологами по территориальному принципу.

Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости дополнения существующей нормативно-правовой и методической базы профилактического направления обеспечения безопасности дорожного движения.

Редакция

Мы в соцсетях