Аддиктология. Наркология. Алкоголизм. Зависимости.

Профилактика ДТП связанных с опьянением

Проведен анализ наблюдающихся в России тенденций в области разработки профилактических мероприятий по снижению количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с опьянением водителя транспортного средства. Приведены основные показатели автодорожного травматизма, связанного с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Предложен комплекс дополнительных мероприятий по последовательному снижению уровня автодорожного травматизма, связанного с употреблением психоактивных веществ.

Автор: Бурцев А.А.

Реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», направленной на снижение уровня автодорожного травматизма (АДТ), была важным шагом в попытке системного решения этой проблемы. В последующем о необходимости последовательного снижения уровня АДТ, в том числе вызванного опьянением водителя транспортного средства (ТС), указывалось в ряде программных документов, посвященных долгосрочному экономическому и демографическому развитию России в рамках Стратегии национальной безопасности страны.

Вместе с тем, в имеющихся программных документах и нормативных актах решение проблем по рассматриваемой тематике носит зачастую декларативный характер, поскольку на сегодняшний день отсутствуют и методология, и «дорожная карта» профилактических мероприятий по снижению частоты случаев управления ТС в состоянии опьянения, которое, в свою очередь, значительно увеличивает риск возникновения АДТ. При этом наиболее перспективным представляется разработка технологий, направленных на профилактику управления ТС именно в состоянии алкогольного опьянения, которое, по оценочным данным, составляет до 95% от числа всех выявленных случаев управления ТС в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). В результате отсутствия комплексной профилактической программы по снижению числа случаев управления ТС в состоянии опьянения, с 2011 г. по 2014 г. в России отмечалась стойкая негативная тенденция роста как абсолютных, так и относительных показателей последствий управления ТС в состоянии опьянения (табл. 1).

Как следует из представленных данных, за период с 2011 г. по 2014 г. ежегодное количество ДТП, совершенных в состоянии опьянения, увеличилось в 1,4 раза (с 12,3 тыс. до 16,5 тыс.), число погибших в этих ДТП – в 1,6 раза (с 2,1 тыс. до 3,4 тыс. чел.), а число получивших в них травмы – в 1,3 раза (с 17,9 тыс. до 23,2 тыс. чел.). При этом наблюдался и рост удельного веса рассматриваемых показателей в общей структуре ДТП и связанных с ними смертности и АДТ. Наличие указанных негативных тенденций привело к необходимости принятия Президентом РФ в феврале 2015 г. комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. В перечень этих мер, в частности, входит создание единой информационной базы, содержащей сведения о гражданах, у которых выявлены медицинские противопоказания (в том числе, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией) или медицинские ограничения к управлению ТС.

Выявление наркологической патологии (включая пагубное употребление ПАВ), при отсутствии объективного анамнеза и установке лица к сокрытию имеющихся у него наркологических проблем, достаточно сложно. Клинические признаки наркологических расстройств отчетливо проявляются только в периоды употребления ПАВ или непосредственно после них. В состоянии более или менее длительного воздержания от приема ПАВ, даже при наличии выраженных соматоневрологических последствий хронической интоксикации ПАВ, нет верифицированных клинических маркеров, свидетельствующих об интоксикационной природе выявленных расстройств. Поэтому наличие соответствующих данных анамнеза в большинстве случаев является решающим при установлении диагноза наркологического расстройства. В этой связи необходимо подчеркнуть, что, в отсутствии достаточно четких критериев пагубного употребления ПАВ в МКБ-10, сам факт управления ТС в состоянии опьянения в ряде случаев можно рассматривать как достоверный анамнестический критерий употребления ПАВ с пагубными последствиями. Тем более, что аналогичный подход используется в мировой практике (DSM-IV). А, согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, употребление ПАВ с пагубными последствиями также является медицинским противопоказанием для допуска к управлению ТС.

Учитывая, что создание единой электронной базы, содержащей сведения о гражданах с медицинскими противопоказаниями к управлению ТС, будет противоречить ст. 13 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», представляется целесообразным передавать сведения о водителях, выявленных в состоянии опьянения, из кабинетов медицинского освидетельствования в наркологический диспансер по месту их жительства (регистрации) для осуществления профилактического наблюдения. По крайней мере, это возможно технически осуществить, если место проведения медицинского освидетельствования и место жительства водителя находятся в пределах одного субъекта федерации. Тем более, что передача этих сведений не противоречит существующему законодательству, т.к., согласно п.8 ч.4 ст.13 Закона № 323-ФЗ, она допустима «при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».

В отношении остальных водителей, выявленных в состоянии алкогольного опьянения инспекторами дорожной полиции без проведения медицинского освидетельствования, принципиальное значение для привлечения их к профилактическим (а — при необходимости — и к лечебным или реабилитационным) мероприятиям, будет иметь доступ участковых врачей-психиатров-наркологов к электронной базе МВД, содержащей персональные сведения об этих водителях.

Также следует отметить наличие довольно большого числа водителей, которые отказываются от прохождения медицинского освидетельствования и поэтому не попадают в поле зрения врачей-психиатров-наркологов. По оценочным данным, в рассматриваемой группе водителей большую часть составляют потребители наркотических средств.

Мероприятиями по снижению существующего в России уровня смертности и АДТ в результате «пьяных» ДТП также могут являться:

1. Обучение в общеобразовательных школах (или автошколах) навыкам оказания первой медицинской помощи

Такие знания возможно использовать не только в соответствующей ситуации после ДТП, но и при возникновении других чрезвычайных ситуаций. В связи с этим представляется целесообразным включение обучения навыкам оказания первой медицинской помощи в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», входящий в программу общего среднего образования. Проверку практической части навыков по результатам обучения возможно осуществлять в рамках выпускных экзаменов в общеобразовательных школах (автошколах), а также при замене водительского удостоверения, но не чаще 1 раза в 10 лет.

2. Обязательное прохождение водителем, совершившим правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, диагностики, а при необходимости – профилактических мер, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации.

В комплексе мер по снижению уровня употребления алкоголя и предупреждению «пьяных» ДТП во многих странах мира используются, в том числе, недобровольные формы оказания медицинской помощи лицам с наркологическими заболеваниями. В РФ также сформирована законодательная база (ст. 72 и ст. 82 УК РФ; п. 2.1 ст. 4.1. и примечание к ст. 6.9 КоАП РФ), целью которой является «понуждение» группы лиц с наркотической зависимостью и (или) употребляющих наркотические средства и психотропные вещества с немедицинской целью (более малочисленной по сравнению со страдающими алкогольной зависимостью), к лечению и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации

В отношении осужденных с пагубным употреблением алкоголя или страдающих алкогольной зависимостью законодательством предусмотрено только две формы недобровольных медицинских мер (ч.5 ст. 73 УК РФ и ч.3. ст. 18 УИК РФ), которые, не имея системного характера, по разным причинам не нашли широкого применения. В отношении указанных лиц, привлеченных к административной ответственности, каких-либо мер лечебно-профилактического воздействия КоАПом не предусмотрено. Именно поэтому в настоящее время Минздравом России при поддержке Общественной палаты России предлагается внести изменения в редакцию КоАПа, предусматривающие назначение лицам, совершившим правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, обязательной диагностики и, при необходимости, профилактических мер, лечения и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации.

Эти изменения, прежде всего, необходимы по двум причинам.

Во-первых, большинство водителей, как первично, так и повторно привлеченных к административной ответственности за правонарушения, связанные с алкогольным опьянением, ранее никогда не обращались за наркологической помощью. И, во-вторых, согласно официальным статистическим данным МВД РФ, в 2010-2013 гг. в России регистрировалась стойкая негативная тенденция роста количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2013 г., по сравнению с 2009 г., число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось в 1,6 раза (с 231 785 до 341 034) (Федеральная служба государственной статистики (ЕМИСС). Для практического осуществления предлагаемых мер потребуется проведение углубленного анализа не только имеющегося международного опыта по организации недобровольных форм оказания медицинской помощи больным алкоголизмом (включая нормативно-правовое регулирование, вопросы финансирования и ведомственной принадлежности оказывающих наркологическую помощь организаций), но и собственного российского опыта проведения наркологических экспертиз, организации лечебно-трудовых профилакториев, принудительного лечения осужденных в местах лишения свободы и т.д. и т.п.

Эффективному лечению может способствовать как наличие мощного личностного стимула, так и столкновение правонарушителя с пенитенциарной системой, что, в свою очередь, может стать тем необходимым и достаточным условием, которое подтолкнет его к лечению и последующему отказу от употребления ПАВ.

3. Дополнение примерных программ профессионального обучения водителей разделом, посвященным освещению пагубных последствий управления ТС в состоянии опьянения.

Даже при наличии незначительных концентраций алкоголя в организме молодых и неопытных водителей риск возникновения ДТП в этой группе увеличивается в несколько раз по сравнению с аналогичной группой водителей более зрелого возраста и имеющих больший стаж управления ТС [5]. Учитывая изложенное, а также отмечающуюся в течение последних нескольких лет негативную тенденцию роста количества ДТП с участием водителей со стажем управления ТС менее трех лет в состоянии опьянения (по: «Динамика количества ДТП с водителями со стажем менее 3 лет, находившимися в состоянии опьянения, числа погибших и раненых в 2008-2013 гг.». Госавтоинспекция МВД РФ), представляется целесообразным при подготовке водителей акцентировать их внимание на проблеме «пьяных» ДТП и связанных с ними смертностью и АДТ.

Как следует из Постановление Правительства РФ от 01.11.2013 г. №980 «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей …», разработка и утверждение примерных программ профессионального обучения водителей ТС осуществляется Министерством образования и науки РФ по согласованию, в том числе, с Минздравом России. Соответственно, в компетенции Минздрава России инициировать включение в примерный учебный план раздела, посвященного освещению пагубных последствий управления ТС в состоянии опьянения. Рассматриваемый раздел может состоять из образовательного цикла продолжительностью около восьми академических часов и содержать информацию:

— о нормативной базе, содержащей запрет на управление ТС в состоянии опьянения и определяющей виды ответственности (административная и уголовная) за это правонарушение, а также за отказ от прохождения освидетельствования;

— о порядке прохождения водителем ТС освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

— о резком возрастании риска возникновения ДТП в результате управления ТС в состоянии опьянения;

— об основных показателях количества «пьяных» ДТП и связанных с ними показателях смертности и АДТ в субъекте федерации, где осуществляется обучение водителей.

4. Дополнение электронной базы ГИБДД МВД России, содержащей сведения о водителях, выявленных в состоянии опьянения, результатами исследования выдыхаемого воздуха (крови) на содержание этанола и биопроб на ПАВ.

Такая мера позволит на основании анализа динамики указанных показателей:

— констатировать (прогнозировать) доступность или тенденции употребления того или иного ПАВ в соответствующем регионе;

— дифференцировать регионы (или разные группы водителей) по степени риска возникновения АДТ, связанного с опьянением, на основании динамики распределения Индекса тяжести опьянения (Iто).

Поскольку степень риска возникновения ДТП зависит от тяжести алкогольного опьянения водителя, то целесообразно использовать мировой опыт по введению дифференциации степени административной ответственности в зависимости от концентрации алкоголя в организме водителя ТС.

5. Дополнение «Порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» требованием об обязательном определении в биологических объектах, отобранных у всех лиц, которым оказывается медицинская помощь в медицинских учреждениях после ДТП, этанола, наркотических средств и психотропных веществ.

В течение последних лет в целом по России доля выявленных случаев опьянения, вызванного употреблением наркотических средств и психотропных веществ, от числа всех водителей, выявленных в состоянии опьянения при наличии права управления ТС, составляла около 5%. При этом даже эти относительно небольшие показатели являлись результатом направления инспекторами дорожной полиции водителей на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Вместе с тем, у водителей, которым оказывалась медицинская помощь после ДТП в медицинских организациях, отбор биологических объектов для выявления ПАВ осуществлялся крайне редко (по усмотрению врача, например, при наличии следов от инъекций). Учитывая, что водители ТС наиболее часто (более половины выявленных случаев в г. Москве) применяют неинвазивные способы употребления ПАВ, представляется целесообразным внести в «Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» положения об обязательном определении в биологических объектах всех лиц, которым оказывается медицинская помощь после ДТП в медицинских организациях, как этанола, так и иных ПАВ. Необходимость проведения химико-токсикологических исследований биопроб всех лиц, пострадавших в результате ДТП, обусловлена тем, что объективные сведения о водителе ТС могут отсутствовать. Решение этого вопроса в последующем будет находиться в компетенции работников дорожной полиции. Применение подобного подхода позволит значительно повысить выявление числа водителей, употреблявших наркотические средства и психотропные вещества.

6. Разработать новые системные индикаторы, характеризующие распространенность АДТ, связанного с управлением ТС в состоянии опьянения.

В действующей Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.» отсутствуют системные целевые индикаторы, характеризующие региональную распространенность АДТ, связанного с управлением ТС в состоянии опьянения. Соответственно, разработка и введение этих индикаторов в практику позволит выявлять наиболее проблемные в этом отношении территории. Это, в свою очередь, позволит «прицельно» активизировать профилактическую работу в соответствии с приказом Минздрава России от 15 июня 2015 г. N 343н.

Заключение

Согласно имеющимся данным, по сравнению с предыдущим годом в 2015 г. было зарегистрировано снижение основных показателей АДТ с участием водителей в состоянии опьянения. Одной из возможных причин этого может являться введение с 1 июля 2015 г. уголовной (вместо административной) ответственности за повторное управление ТС в состоянии опьянения (Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения»). Вместе с тем, как показывают результаты анализа практики усиления ответственности в 2002-2014 гг. за правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 и ст. 12.26 КоАП РФ, эффект от использования только мер «наказания», при отсутствии комплексной программы по профилактике управлений ТС в состоянии опьянения, является весьма кратковременным.

Таким образом, для получения долгосрочного эффекта по снижению показателей АДТ в результате управления ТС в состоянии опьянения необходимо создание комплексной профилактической программы, содержащей в том числе рассмотренные выше рекомендации.

Редакция

Мы в соцсетях