Аддиктология. Наркология. Алкоголизм. Зависимости.

Реабилитационная программа «12 Шагов» в Православной Церкви

автор: Иерей Дмитрий Сериков

В статье рассмотрена реабилитационная программа алко- и наркозависимых лиц «12 шагов», применяемая на базе Российской Православной Церкви (РПЦ). Отмечена необходимость сотрудничества всех заинтересованных структур, в т.ч. РПЦ с сообществами АА и АН, наркологическими диспансерами, психологами и специалистами по зависимости, а также формирование собственной реабилитационной деятельности.

«Новейшая история» основных положений «Программы 12 шагов Анонимных Алкоголиков» начинается с конца ХIХ века, когда известный лютеранский пастор из Пенсильвании, доктор Фрэнк Бушмен основал в Англии движение под названием «Христианское братство первого века». В период с 1921 по 1939 годы это движение называлось «Оксфордская группа». Позже ему было дано новое название – «Движение за моральное перевооружение». Видным деятелем этого движения стал епископальный священник Сэмюэль Шумейкер. В «Оксфордской группе» понимание недостаточности индивидуалистического, изолированного от других людей и от Церкви подхода к решению собственных мировоззренческих проблем привело к выработке некоторых рекомендаций, служащих как бы вехами на пути становления зрелого христианина, дающих человеку возможность более полно и предметно оценить степень реализации христианских принципов в своей жизни.

Переработанные основателями движения Анонимных Алкоголиков (АА) Уильямом (Биллом) Уилсоном и Робертом (Бобом) Смитом, также в разное время участвовавшими в «Оксфордской группе», принципы этого движения составили основу «Программы 12 Шагов Анонимных Алкоголиков». Четко сформулированные «шаги», а также весь последующий опыт работы движения, фиксируемый в множестве книг и брошюр и осмысливаемый вслух на регулярных собраниях, – все это помогло очень многим людям обрести исцеление от смертельно опасного недуга – алкоголизма и наркомании.

Церковная реабилитация и программа «12 шагов».

На сегодняшний день проблема реабилитации алко- и наркозависимых остро стоит в Российской Православной Церкви (РПЦ). Вырабатываются и апробируются реабилитационные системы на приходах, общинах, монастырях. Богатейший опыт Церкви в борьбе с грехом необходим при создании методологических подходов к реабилитации зависимых лиц. Но, к сожалению, это имеет и свою обратную сторону. Измерение алкоголика и наркомана не ограничивается дуализмом грех—добродетель. Знакомясь с данными проблемами, мы начинаем видеть многогранность и неоднозначность данного вопроса. Да, стержнем здесь выступает понятие греха, но одной из производных граней здесь служит болезнь, причем в разных ее аспектах: физиологических, психологических, генетических. Так вот проблема церковных реабилитационных программ сегодня заключается в том, как смотреть на алкоголизм и наркоманию. Если это сугубо грех, то и лечить его надо одним лекарством. А если это не только грех, то к лекарству этому прибавлять и другие «пилюли», без которых и выздоровление невозможно. Программа «12 шагов», возможно, и является этой дополнительной, но и необходимой, «пилюлей» к выздоровлению. В этом контексте мы можем привести мнения священноначалия РПЦ по поводу данной проблемы.

Так, покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью, которое было дано Наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию (Поликарпову) в 2003 году отмечает:

«Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществах «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов», не должен быть проигнорирован в России — напротив, он должен стать предметом пристального изучения». Святейший Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси, считает, что «никаких богословских предпосылок отвергать Программу АА нет».

Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата высказывается в том же ключе: «Я думаю, будущее у «АА» есть… Сообщество «АА» вряд ли сможет полностью победить страсть, живущую в душе этих несчастных людей, но, тем не менее, людям неверующим и не церковным такие организации могут принести много пользы».

Антоний, митрополит Сурожский, современный церковный богослов высказывается следующим образом: «Церкви есть, что передать этому сообществу (АА) и в свою очередь самой есть чему научиться. Следовательно, сотрудничество необходимо… И я думаю, что надо сотрудничать, учиться друг у друга. Скажем, Сообществу «АА» можно поучиться чему-то у православного мировоззрения — от глубины, от широты, от высоты. А нам можно научиться очень многому из их долголетнего опыта, и главное — пониманию. Пониманию и любви. Они любят друг друга. Неоспорим факт, что те анонимные алкоголики и наркоманы, которые приходят в Церковь, выздоравливают быстрее и успешнее, потому что есть среда и есть вдохновение».

Наконец, если мы обратимся к официальным документам РПЦ, то в проекте Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых мы читаем, что «допускается и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов».

Опыт свидетельствует, что такие православные и православно ориентированные реабилитационные центры «МЕТАНОЙЯ», «Старый Свет», «Дом Надежды на Горе», «Зебра и К» и другие успешно используют программу «12 шагов» в процессе выздоровления наркозависимых.

Уже более чем при 10 храмах г. Москвы открыты группы АА и Анонимных Наркоманов (АН) и мирно сосуществуют и сотрудничают с приходами.

12 шагов и Евангелие

Стержнем всей деятельности Сообщества АА является Программа из 12-ти этапов (шагов). Она дает представление о том, как члены-основатели АА достигли трезвого образа жизни. Эти этапы по сути являются христианскими принципами. Они достаточно просты, чтобы их был способен понять даже человек с затуманенным алкоголем сознанием. Но эти принципы и достаточно глубоки и всеобъемлющи, так что любой человек может затратить всю свою жизнь на их осуществление и не исчерпает до конца их духовного потенциала.

В основе программы «12 шагов» лежит покаяние. Как известно, покаяние, metanoia (буквально – «перемена разума», «перемена образа мыслей») – это поворот всей человеческой жизни к Богу. Именно такой поворот может происходить у человека, начавшего серьезно работать по «12 шагам».

Начиная с самого первого шага этой программы, покаяние — совершенно необходимое условие (и, одновременно, результат) такой работы.

Без покаяния невозможно принять свое бессилие, увидеть неуправляемость своей жизни («1 шаг: Мы признали свое бессилие перед химической зависимостью от веществ, изменяющих нашу психику, признали, что потеряли контроль над своей жизнью»).

Без покаяния нельзя почувствовать, “что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие” («2 шаг: Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие»).

Не начав каяться, человек никогда не сможет вполне искренне попросить у Бога помощи, не сможет до конца «вверить ему свою волю и свою жизнь» («3 шаг: Приняли решение отдать нашу волю и нашу жизнь под защиту Бога, как мы его понимаем»).

Четвертый шаг — это тщательнейший анализ всей своей прошлой жизни, даже самых темных ее сторон, это непредвзятая оценка всех совершенных поступков.(«4 шаг: Произвели тщательное и бесстрастное исследование своего поведения»).

Пятый шаг в психологическом смысле представляет собой прямой аналог исповеди. («5 шаг: Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений»).

Шестой и седьмой шаги – это непосредственное обращение к Богу с просьбой об очищении, избавлении от грехов. («6 шаг: Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков. 7 шаг: Смиренно просили Его исправить наши изъяны»).

Восьмой и девятый шаги – возрождение действовавшего в раннехристианских общинах принципа “restitutio” – компенсации причиненного вреда с целью восстановить нарушенные дурным поступком взаимоотношения с другими людьми. («8 шаг: Мы составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. 9 шаг: Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому»).

Десятый шаг вводит покаяние в повседневную жизнь человека («10 шаг: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это»). Одиннадцатый шаг говорит о необходимости путем упорной молитвы постигать волю Бога в отношении себя (отказываясь, таким образом, от своеволия), а также об обращении к Богу как источнику сил для выполнения Его воли.(«11 шаг: Мы стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого»).

И, наконец, двенадцатый шаг также включает в себя покаяние: неся другим людям весть о своем выздоровлении, человек рассказывает им обо всем своем прошлом, естественно, выражая свое отношение к нему («12 шаг: Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других наркоманов и применять эти принципы во всех наших делах»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помощь наркозависимым со стороны Церкви должна осуществляться на должном уровне, а сегодняшнее положение вещей оставляет желать лучшего. То, что мы можем сегодня сделать на уровне прихода — это плодотворное сотрудничество с сообществами АА и АН, наркологическими диспансерами, психологами и специалистами по зависимости, формирование собственной реабилитационной деятельности. И, исходя из природы этого заболевания, заключающегося в био-социо-психо-духовной сущности, мы должны объединить многие силы на борьбу с этим недугом, и возможно, именно у Православной Церкви есть это дерзновение и призвание.

Редакция

Мы в соцсетях