Аддиктология. Наркология. Алкоголизм. Зависимости.

Некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров в России

Автор: А.А. Бурцев* 

2015–2016 гг. в России вступили в силу 7 приказов Минздрава России, направленных на обеспечение медицинской составляющей профилактического направления безопасности дорожного движения, включая новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

*Материал печатается с разрешения автора.

Официальные статистические данные свидетельствуют о негативной тенденции роста в 2013–2016 гг. в России основных показателей автодорожного травматизма в результате нарушений Правил дорожного движения водителями, находившимися в состоянии опьянения и управлявшими транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам.

В течение рассматриваемого периода количество указанных дорожно-транспортных происшествий увеличилось в 1,6 раза, число погибших и получивших в них травмы в 2,2 и 1,4 раза соответственно.

Таким образом, для выявления причин представленных негативных трендов необходим анализ нормативной базы, определяющей подготовку медицинского персонала по проведению предрейсовых осмотров, проанализировать Порядок проведения предрейсовых осмотров, а также исследовать качество как подготовки медицинского персонала, так и проведения предрейсовых медицинских осмотров.

Результаты рассмотрения современной нормативной базы, регламентирующей подготовку медицинского персонала по предрейсовым осмотрам, свидетельствуют о «завышенных» требованиях к областным (краевым, республиканским, городским) наркологическими диспансерам (больницам) в части наличия лицензии на дополнительное профессиональное образование, а также собственной разработки и утверждения образовательной программы.

Представляется целесообразным выделить по территориальному признаку только те наркологические учреждения, которые будут отвечать всем установленным требованиям, тем самым создав единый перечень учреждений, проводящих подготовку медицинского персонала. Рассматриваемое предложение также является весьма актуальным с учетом существующего сегодня большого количества предложений о проведении подготовки от различных организаций, часто не являющихся медицинскими при наличии лицензии на образовательную деятельность у последних.

Результаты анализа Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров свидетельствуют о необходимости изменения его редакции, поскольку в рассматриваемом Порядке по существу не содержится конкретного алгоритма действий медицинского работника, заподозрившего при проведении осмотра опьянение, вызванное употреблением каких-либо психоактивных, кроме алкоголя, веществ.

Кроме того, практическое осуществление указанного в Порядке отбора мочи в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. №40 представляется весьма затруднительным, поскольку в рассматриваемом Порядке не только не указывается, что следует делать с отобранной мочой, но и сами требования по сбору мочи и ее последующему возможному направлению в химико-токсикологическую лабораторию, указанные в рассматриваемом Приказе №40, осуществить немедицинской организации практически невозможно.

Необходимо установление контроля за проведением предрейсовых осмотров водителей, осуществить который возможно следующими способами. Во-первых, обеспечив механизм реального исполнения осмотров в рамках «предупреждения правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения», предусмотренного Порядком организации и проведения санитарно-просветительской работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии опьянения (вступил в силу в 2015 г.), т.е. обеспечив фактический «патронаж» наркологической службой. И, во-вторых, более широко используя в качестве скрининга автоматизированные комплексы по проведению предрейсовых медицинских осмотров, учитывая, однако, имеющиеся на сегодняшний день конструктивные недостатки.

 

Редакция

Мы в соцсетях